Создаем звуки Brass
Синтезаторные звуки Brass — это тембры, созданные на аналоговых, цифровых или виртуальных синтезаторах.
Смысл подобных патчей в том, чтобы подражать духовым инструментам. Резкое и насыщенное звучание Brass-тембров пробивается в миксе и отлично подходит для лид-партий или коротких стаккатных акцентов. Поэтому нью-вейв, рок 70-х и 80-х, а также многие танцевальные треки полны этих звуков.
Примечательные партии
Самые знаковые примеры мы найдем в разнообразной поп-музыке:
Фирменный звук медных духовых в песне Van Halen - Jump — стандартный пресет Oberheim OB-Xa.
Успевший набить оскомину каждому жителю СНГ рифф на клавишах изначально сочинили на Korg Polysix. Играется он в оригинале при помощи Roland JX-8P и Yamaha TX816.
Еще один взрыв из прошлого — саундтрек из фильма Beverly Hills Cop, который позже растащили на рингтоны. Мотив исполнен на Roland JX-3P.
И наконец, мелодия, по которой за считанные секунды можно узнать хит начала 80-х. Это Yazoo - Don't Go, которую создал экс-участник Depeche Mode и синтезаторный гуру Винс Кларк на ARP 2600.
А сейчас попробуем сделать подобный звук с нуля. Для этого мы воспользуемся аналоговым, FM- и Wavetable-синтезом. Использовать можно любой инструмент на свое усмотрение — мы же будем иллюстрировать приемы в Ableton Live.
Пример 1. Классический Brass в аналоговом субтрактивном стиле
Первый патч сделаем с помощью субтрактивного синтеза и для этого используем инструмент Analog, который как раз и работает как аналоговый синтезатор.
Для начала создадим новую MIDI-дорожку и добавим на нее Analog. Начнем с настройки осцилляторов. Для обоих здесь понадобится пилообразная форма волны (самая подходящая для создания синтетических духовых).
Для второго осциллятора совсем немного нужно поднять высоту тона при помощи detune с настройкой 0,10.
Важную роль в формировании звука духовых играет форма огибающих громкости и фильтра. Для настройки огибающей громкости переходим в раздел Amp1 и устанавливаем следующие настройки: короткая Attack — 100 мс, максимальный Sustain (поэтому настройка спада Decay иметь значения не будет) и короткое, практически нулевое затухание Release. Форма огибающих будет линейной.
Далее переходим к настройкам фильтра, во вкладку Fil1. Выбираем фильтр низких частот 24 дБ/окт, частоту среза убираем до минимума, а резонанс поднимаем до 20%. Для огибающей устанавливаем время атаки Attack на 120 мс, спад Decay на 800 мс, удержание Sustain — 0,60, и затухание Release на минимум. Для огибающей громкости также выбираем линейную форму.
В разделе настроек фильтра устанавливаем модуляцию огибающей в значение 10 и отслеживание фильтра клавиатурой на 2.
Осталось добавить звуку дополнительного веса и насыщенности. Для этого активируем режим Unison с настройкой detune 0,10, добавляем Noise с параметром Color около 4 кГц и уровнем -20 дБ. А чтобы придать итоговому звуку некоторую естественность, добавим вибрато.
Пример 2. FM-brass
Во втором примере мы создадим атмосферные звуки медных духовых с характерным FM-оттенком. Рассказываем на примере стандартного FM-синтезатора Operator.
Для начала выберем алгоритм. Для нашей задачи подойдет восьмой — он позволяет создать две независимые пары операторов (так называются осцилляторы в этом интерфейсе) с одним модулятором для каждого.
Начнем с настройки осциллятора A. Форму волны оставляем синусоидальную, как установлена по умолчанию, Coarse со значением 1. Огибающую громкости настраиваем со следующими параметрами: атака Attack – 2 мс, спад Decay не имеет значения, так как удержание Sustain будет на максимальном значении, затухание Release – 2 сек.
Переходим к оператору B, который также является модулятором для осциллятора A. Форму волны оставляем синусоидальную, Coarse настраиваем на 1, Fine в значении 8, громкость до -2 дБ.
Далее настраиваем огибающую громкости для осциллятора B: атака Attack - 130 мс, спад Decay - 6,5 сек, удержание Sustain - -12 дБ, и затухание Release - 2 сек. Важный момент установить для осциллятора B параметр Feedback на 100%, а Velocity на 0%.
Настройка второй пары оператора и модулятора позволит расширить тональное разнообразие нашего звука и сделает его похожим на звучание целой пачки духовых инструментов. Активируем осцилляторы C и D. Для обоих устанавливаем параметры Coarse на 2, для оператора D параметр Fine настраиваем на 10, уровень Level C на -6,2 дБ, а уровень D на -5,3 дБ.
Копируем настройки огибающих в осцилляторе C из A, а в осцилляторе D из B.
Так же как и в случае с модулятором B, для D устанавливаем Feedback на 100%, а Velocity на 0%.
Активируем фильтр, выбираем LP (нижних частот), тип PRD и крутизну среза 12 дБ/окт. Частоту среза устанавливаем около 200 Гц, а резонанс поднимаем на 20%. Переходим к настройке огибающей фильтра, атака Attack — 45 мс, спад Decay 6,5 сек, удержание Sustain около 40%, затухание Release — 1,5 сек, а параметр Envelope, то есть влияние огибающей на 80%.
Остается сделать патч динамичным: для этого нужно настроить параметр Velocity, который отвечает за отклик синта от клавиш. Настраиваем Conn. A - Vol B, Conn. B - Vol D, Amt. для обоих должен составлять 90%. А чтобы сделать звук объемнее, установим параметр Spread на 50%.
Пример 3. Bass Synth Horn Sound
Этот патч интересен тем, что звучит как синтовые духовые, но при этом используется в нижнем регистре. В качестве инструмента потребуется wavetable-синтезатор.
Как всегда, начинаем с выбора источника звука. Для осциллятора Osc 1 выбираем звук Sub3 Shapes из группы звуков Vintage. Wave Position установим посередине, на 50%. Активируем сабосциллятор Sub c параметром Octave 0 и уровнем Gain на -6 дБ.
Переходим к секции фильтра. Для первого фильтра выбираем полосовой фильтр (Band-pass) с крутизной 24 дБ/окт и типом OSR, что позволит подмешать в сигнал некоторый перегруз. Частоту устанавливаем на 330 Гц, резонанс на 30% и Drive — на максимум, 24 дБ.
Теперь нужно задать параметры, которые будут варьировать характер звука во времени. Для этого нужно поработать с секцией модуляции. Во вкладке MIDI устанавливаем влияние параметра Note (то есть непосредственно нот которые мы играем) на частоту среза фильтра Filter 1 Freq на 100, что позволит изменять частоту фильтра BP в зависимости от высоты ноты.
Наш звук будет иметь очень короткую атаку, максимальный сустейн и среднее затухание. Для этого нужны следующие настройки огибающей громкости: Attack - 1 мс, Decay не имеет значения, так как будет максимальный Sustain 0 дБ и Release - 1 сек.
Основа патча у нас есть — осталось придать ему некоторую подвижность и биение — все это не даст заскучать слушателю и добавит в будущие партии динамики. Для этого используют LFO и настройки огибающих.
Огибающая Env 2 будет работать с частотой фильтра. Настроим ее параметры: Attack - 1 мс, спад Decay - 2 c, удержание Sustain - 0 дБ и затухание Release - 2 с. Там же во вкладке Value нужно снизить Peak (уровень окончания атаки и начала спада) до 70%.
В разделе Matrix настроим влияние огибающей Env 2 на частоту среза фильтра на 20%.
Для LFO 1 установим параметр Rate на 2 кГц и синусоидальную форму волны.
А для Env 3 атаку нужно довести до 1 секунды. Decay не имеет значения, так как Sustain будет выставлен на 100%, а фаза затухания Release — на 600 мс.
Снова переходим в раздел Matrix и устанавливаем влияние LFO 1 на частоту среза фильтра на 15, а Env 3 на LFO 1 Rate на -50.
Теперь наш патч почти готов, осталось несколько технических моментов: настраиваем режим Mono для монофонической игры, устанавливаем режим Shimmer в секции Unison c пятью голосами и параметр Amount на - 50%.
Финальные штрихи — немного сатурации и реверба, чтобы собрать звук и сделать его менее сухим.
Пример 4. Short Brass Synth (труба/тромбон)
Здесь нам снова понадобится аналоговый субтрактивный синт, например Analog из библиотеки Ableton Live.
Основой станет одиночный осциллятор с пилообразной формой волны и стандартными настройками.
В этом же разделе настройки осциллятора Osc 1 установим Pitch Env Initial на 30% и Time на 30%.
Уже на этом этапе мы добавим немного текстурности звук за счет генератора шума: Color выставляем на 22 кГц, при уровне громкости -20 дБ.
Переходим к настройкам огибающей громкости Amp1. Выбираем линейную форму кривой и устанавливаем следующие настройки огибающей: атака Attack — 40 мс, спад Decay 630 мс, удержание Sustain 0, затухание Release — 450 мс. Влияние велосити на огибающую Env<Vel нужно выставить на 2.
Далее идем в настройки фильтра Fil1. Мы будем использовать НЧ-фильтр LP24 с крутизной среза 24 дБ/окт. Частоту среза устанавливаем на 250 дБ. Для огибающей фильтра, также как и для громкости, нужны линейные кривые: атака — 40 мс, спад —340 мс, удержание — 0, затухание — 250 мс. В настройках модуляции фильтра устанавливаем параметр Key на 0,15, а Env на 5.
Добавим эффекты сатурации и реверберации. Не обязательно использовать настройки из примера — используйте собственный вкус.
А чтобы придать специфический характер и подвижность тембру, можно использовать LFO. Например, вы можете синхронизировать его с темпом проекта, выставить длительность на 1/16 и направить его на модуляцию фильтра. При значении около 1,35 вы получите своеобразный эффект, субъективно напоминающий тремоло. Пульсация будет создаваться за счет быстрого открытия и закрытия фильтра.
Живые инструменты
Из всего многообразия железных синтов, убедительнее всего с Brass-патчами справятся следующие модели: