Обратная сторона педали
Педали прочно ассоциируются с гитаристами.
Но ограничивать их использование педалбордами было бы странно: они позволяют свободно работать с сатурацией, временем и пространственными эффектами практически в любом сетапе.
Например, Alessandro Cortini использует педали для создания атмосферных текстур и насыщенных звуков с синтезаторами. Four Tet создает с помощью педалей текстуры. А Trent Reznor использует педали для обработки синтезаторов, живых ударных и драм-машин, чтобы придать звукам агрессивность и напряженность.
Рассмотрим, как можно использовать педали с синтезаторами, драм-машинами, акустическими инструментами и луперами, а также обсудим особенности подключения.
Конструкция
Педали бывают аналоговые и цифровые. Аналоговые педали обрабатывают сигнал с помощью электрических схем, а цифровые используют процессоры — это дает больше возможностей для настройки и обработки звука.
Интерфейс состоит из входа и выхода для сигнала, ручек управления (для регулировки эффекта), кнопки включения и выключения, а также источника питания. Подключается педаль обычно с помощью ¼” TS-кабелей (моно) или TRS-кабелей (стерео, если педаль поддерживает балансный сигнал). Педали могут работать от батареи или внешнего адаптера, для некоторых типов требуется дополнительное оборудование, например, DI-боксы, чтобы сбалансировать уровень сигнала, особенно при подключении синтезаторов или других источников линейного сигнала.
Подключение синтезаторов
Использование гитарных педалей перегруза и реверберации для обработки синтезаторов добавляет тембру насыщенность и пространства, но требует внимания к уровню сигнала. Синтезаторы обычно генерируют линейный сигнал, а педали чаще всего рассчитаны на инструментальный уровень. Это может привести к проблемам с перегрузкой или недостаточной обработкой сигнала. Для решения этого могут потребоваться DI-боксы, чтобы привести уровень сигнала к нужному для педалей. Например, педаль Flamma FS06-PREAMP используется как предусилитель, который добавляет теплоту и характерный ламповый оттенок, что особенно полезно для синтезаторов, чьи чистые, линейные сигналы могут звучать слишком стерильно. Boss MO-2 Multi Overtone — это педаль, которая обогащает звук синтезатора дополнительными гармониками, делая звук более многослойным.
Чтобы получить адекватный звук, ее нужно подключать в правильной цепочке: в начале цепи будет стоять предусилитель, в конце — пространственные эффекты, например, Strymon Big Sky MX. Strymon оснащена 7 алгоритмами (Room, Hall, Plate, Shimmer, Cloud, Bloom, Magneto), и одной ее хватит, чтобы покрыть любые запросы на создание пространства.
Техническое замечание: при подключении синтезаторов в цепь педалей следует использовать кабели TS 1/4" для моно-сигнала или TRS для стерео-сигнала, если синтезатор оборудован балансными выходами.
Обработка драм-машин и живых барабанов
С драм-машинами педали используются для создания нестандартных ритмических текстур с дилеями, перегруза или глитч-эффектов.
Например можно использовать дисторшн-педали (Boss OD-3), педали задержки (Boss TE-2 Tera Echo) и сложные гранулярные процессоры (Hologram Electronics Microcosm). Педали, которые добавляют дисторшн, нужно подключать непосредственно после выхода из драм-машины, чтобы получить насыщенные, «грязные» звуки, не нарушая баланс голосов.
Задержка может добавить как ритмический рисунок поверх основной ударной партии, так и металлический призвук. Для этого нужно поставить короткое время задержки и выкрутить ручку фидбека. Тот же даб невозможно представить без эхо триолями на снейре, а характерное изменение времени задержки во время игры создает всеми любимый эффект, когда тональная составляющая начинает медленно растекаться в зависимости от того, в какую сторону вы крутите ручку времени задержки.
Гранулярные педали, например, Hologram Electronics Microcosm, могут как полностью заглитчевать входной сигнал, так и добавить аккуратную текстуру или задержку на фон. Также Microcosm можно использовать как гибкий лупер для переходов между треками или партиями в живом выступлении. Всего у педали 6 режимов работы, которые могут комбинироваться: Delay, Freeze, Pitch, Glitch, Stutter и Loop.
- Пример использования Microcosm для создания текстуры на фоне ударных
- Пример использования Microcosm для создания глитчей
- Пример использования TE-2 Tera Echo с драм-машиной
Техническое замечание: важно контролировать уровень низких частот на педалях перегруза, чтобы не создать слишком сильную нагрузку на бочку и басы, особенно если используются эффекты типа Boss TE-2 Tera Echo. Если используется стереовыход, цепь может включать два TS-кабеля или разветвитель.
Диджейские сетапы
В диджейских сетах педали применяются для добавления задержки, ревера и питч-шифта с помощью aux-каналов на микшере. Например, можно использовать педаль Dreadbox Raindrops. Это позволяет добавлять эффекты на конкретные каналы без вмешательства в основной сигнал.
Dreadbox Raindrops — это двухканальная педаль, которая комбинирует эффекты задержки и питч-шифтинга. Задержка может быть настроена с помощью параметра Time, а для изменения питча можно использовать ручку Pitch. Эти два канала могут работать независимо друг от друга, что позволяет создавать необычные текстуры и лупы.
Педаль также поддерживает протокол MIDI и использует синхронизацию по темпу. Учитывайте, что для корректного возврата сигнала в микшер могут понадобиться стерео-кабели TRS, которые позволяют разделить каналы на моно- и стереовыходы.
- Видеопример подключения педалей к диджейскому микшеру
Техническое замечание: aux-канал используется для применения эффектов без изменения основного микса, но важно учитывать, что многие педали работают только в моно-режиме, и для стерео-сигнала могут потребоваться дополнительные разветвители.
Акустические инструменты
Педали могут использоваться для обработки акустических инструментов, например, струнных или вокала, что позволяет добавить ревер, эхо или дисторшн. Важно учитывать тип подключаемого инструмента, поскольку для микрофонных входов потребуется DI-бокс, который доводит сигнал до инструментального уровня. Таки педали, как Flamma FV05-Recorder с функцией лупинга и реверса и Neural DSP Nano с цифровой эмуляцией лампы, могут значительно изменить звучание акустических инструментов.
Flamma FV05 — это лупер с функцией реверса. FV05 позволяет создавать петли и накладывать их на существующие звуки в реальном времени, при этом можно регулировать длину лупа и его повторение.
Педаль поддерживает моносигналы и имеет интуитивно понятный интерфейс, что удобно для живых выступлений. Для более точной синхронизации с другими эффектами можно использовать MIDI. Neural DSP Nano — педаль с цифровой обработкой звука, использующая ламповую эмуляцию для окрашивания сигнала. Внутри процессора содержится огромное количество эмуляций усилителей и кабинетов, хорус, BBD дилей, Hall-реверберация, гейт, тюнер, которые настраиваются через мобильное приложение. DSP Nano также поддерживает футсвичи, что удобно для лайвов. Например, Артур Рассел любил пропускать виолончель через усилитель с добавлением эхо, что и сформировало основной характер культового альбома World of Echo.
Техническое замечание: при использовании DI-боксов для преобразования сигналов с микрофонов важно выбирать подходящие модели, которые обеспечивают правильный баланс между уровнем сигнала и его качественной обработкой. Неправильная настройка уровня может привести к снижению качества звука.
Зацикленные текстуры
Для создания зацикленных текстур подойдут педали-луперы, например Boss RC-1, мультиэффект-педали в духе Hologram Electronics Infinite Jets и перегрузы — как вариант, Dreadbox Disorder.
Infinite Jets сочетает в себе элементы гранулярного синтеза, сэмплинга и модуляции. Педаль позволяет сэмплировать два разных источника звука одновременно, что дает возможность создавать текстуры из двух нот или аккордов, которые могут длиться неограниченно долго.
Каждый из каналов сэмплирования может быть активирован автоматически при атаке ноты (что идеально для импровизаций и живых выступлений), или в ручном режиме через футсвитч, что позволяет записывать и воспроизводить сэмплы по желанию. Infinite Jets имеет 4 разных стиля эффектов: Blur, Synth, Glitch, Swell. Blur — создаёт эффект замыливания или размытия, при котором звук теряет четкость и становится более абстрактным. Synth — превращает сэмплированные звуки в синтезированные. Glitch — добавляет различные разрушенные или артефактные звуки, часто с искажениями, которые придают звук нестабильность и динамичность. Swell — создает эффект растущего звука.
Dreadbox Disorder — нестандартная педаль перегруза. Педаль включает в себя фильтры c резонансом, которые могут применяться к необработанному сигналу. Это удобно для записи приглушенного лупа и наложения сверху уже более яркого элемента. Disorder включает в себя несколько видов модуляций, которые добавляют пульсирующие стереоэффекты с внутренним движением. Также присутствует дилей, который помогает расширить пространство с помощью эхо. Педаль может как аккуратно насытить звук, так и полностью исказить его.
Техническое замечание: луперы следует подключать после педалей с эффектами, чтобы записывать уже обработанные звуки. Для лучшего контроля на луперах можно использовать ручки регулировки уровня, чтобы балансировать интенсивность эффектов и их влияние на записанные фрагменты. Также удобно иметь два лупера в паре, один до эффектов и второй после, чтобы иметь возможность накладывать сразу несколько слоев звуков друг на друга. Для примера, посмотрите как работает с лупами Philip Jack.
- Пример связки Infinite Jets с лупером
Педаль компрессии как сумматор
Помимо основной функции компрессии, такие устройства, как Polyend Press, могут использоваться в роли общего сумматора для насыщения звука всего сетапа. Подобный подход применяется в студии и на концертах, чтобы придать плотности и сбалансированности звуковому материалу. При работе с синтезаторами, драм-машинами и семплерами компрессор может сглаживать пики, добавлять насыщенность и подчеркивать динамический баланс. Функция параллельной компрессии (dry/wet mix) позволяет сохранять естественную динамику сигнала, добавляя при этом необходимую плотность и контроль. Возможность наклона частотного баланса (tilt) делает педаль полезной для адаптации тембра под общий микс — от светлого и воздушного звучания до более тёплого и насыщенного. Использование стерео-сайдчейна с фильтрацией позволяет компрессировать сигнал избирательно, избегая излишнего сжатия низких или высоких частот. Таким образом, Polyend Press может применяться не только как склеивающий компрессор, но и как инструмент для суммирования и финальной обработки микса, улучшая читаемость и энергетический баланс звука.
- Пример работы с Polyend Press