Классика: Roland JD-800
С начала 80-х годов Yamaha со своей моделью DX7 задала курс на развитие цифрового синтеза звука.
Новые технологии давали больше возможностей и тембрового разнообразия, чем системы на аналоговых схемах. Но цифровые движки обладали своей особенностью — сложным программированием.
К 90-м годам новое поколение музыкантов все меньше использовало редактирование и саунд дизайн, а подбор необходимых звуков сводился к переключению пресетов. Дизайн нового поколения цифровых синтезаторов с минимальным количеством ручек для управления параметрами, сложными многоуровневыми меню и маленьким дисплеем не вызывали желания накручивать свои тембры.
Поняв проблему взаимодействия пользователей с цифровыми синтами, в Roland начали попытки объединить интуитивность аналоговых систем с универсальностью цифры. Так в 1991 году появился синтезатор JD-800.
Модель позиционировалась как флагман, который подстегнул бы интерес музыкантов к созданию собственных звуков. Помимо понятного и доступного интерфейса, скомпонованного по принципу «одна ручка — один параметр», JD-800 обладал полным набором функций, от мультитембральности до высококачественных эффектов.
Модель стала первым за долгое время синтезатором, в стандартном наборе звуков которого было минимальное количество инструментальных пресетов.
История
К 90-м годам Roland — один из лидеров в производстве цифровых синтезаторов.
К этому времени компания успела выпустить три основных инструмента:
- S-50 (1986 г.) — 12-битный сэмплер с 16-голосной полифонией, клавиатурой на 61 ноту и возможностью подключения компьютерного монитора для удобного редактирования сэмплов.
- D-50 (1987 г.) — первый цифровой синтезатор, использующий для формирования звука линейно-арифметический синтез (Linear Arithmetic Synthesis, LA). В основе технологии было объединение короткого сэмпла атаки и синтезированных остальных фаз звука. Это позволило создавать живые и реалистичные звуки, при этом сэкономив на памяти ROM, стоимость которой все еще оставалась очень высокой.
- D-70 (1990 г.) — цифровой синтезатор ромплерного типа, в основе которого были чипы ROM с цифровыми сэмплами. D-70 сохранил название Super LA Synthesizer, хотя технология линейно-арифметического синтеза в нем использована не была. Тем не менее это не повлияло на качество звука и интерес среди музыкантов.
К концу 80-х годов основной проблемой большинства цифровых синтезаторов оставалось сложное управление формированием звуков. Обычный пользователь предпочитал просто переключать пресеты, в лучшем случае используя дополнительные карты расширения.
Команда Roland пришла к выводу, что пользователям необходимо больше контроля над звуком, поэтому новый инструмент должен был сочетать передовые цифровые технологии и комфортный естественный подход редактирования, как в аналоговых системах. Так в 1991 году музыкальный мир увидел один из самых известных цифровых синтезаторов компании – JD-800.
В основе новой модели полифонического цифрового синтезатора использовалась обновленная версия технологии LA, разработанная специально для модели D-50. Кстати, впоследствии именно на основе JD-800 разрабатывались и развивались широко известные серии ромплерных синтезаторов JD и JV. Насыщенный и яркий звук достигался за счет высококачественных цифро-аналоговых преобразователей и волновых форм с частотой дискретизации 44,1 кГц.
Для начала 90-х годов CD-качество было стандартом индустрии и даже последующие модели не всегда могли похвастаться сэмплами такого качества. Внешний вид JD-800 отличался футуристическим дизайном и огромным количеством физических элементов управления.
У команды разработчиков JD-800 был карт-бланш на новые идеи, что позволило полностью переосмыслить цифровой синтез и переизобрести его заново.
Изначально синтезатор не должен был иметь PCM-сэмплов акустических инструментов. Но отдел маркетинга и продаж настояли на добавлении инструментальных звуков, что привело к появлению пресета "Ac. Piano 1".
На уникальность JD-800 безусловно повлияла разработка инструмента сразу двумя командами Roland в Японии и США. Проектирование происходило в главном офисе в Японии, за звуковой дизайн и разработку пресетов отвечало крыло Roland R&D Los Angeles.
Значительный вклад в работу американского подразделения внес Эрик Персинг, который занимал пост главного звукоинженера Roland с 1984 по 2004 год. Помимо работы над JD-800, Персинг работал над D-50, JV-1080 и линейкой синтезаторов JX, JV, JP и XP.
Модель Roland JD-800 выпускалась с 1991 по 1996 годы. Цена на старте продаж составляла 2895 долларов США. Сейчас на вторичном рынке модель можно найти за 1500-3000 долларов США.
Архитектура
Главным отличием JD-800 от других моделей цифровых синтезаторов того времени был его «аналоговый» стиль программирования, и эта особенность привлекала внимание при первом взгляде на инструмент. На передней панели синтезатора находились 69 параметров для управления тоном, при этом у каждого параметра был свой фейдер. А учитывая, что таких тона было четыре в патче, то их общее количество доходило до 276.
Большое количество параметров и свободный доступ к ним повышали интерес к программированию и вдохновляли на эксперименты. А широкие возможности и звуковая палитра позволяли получить большое тембральное разнообразие.
Звуковой движок был разработан на основе линейно-арифметического синтеза D-50, но обладал более широкими возможностями. Для понятного и доступного управления Roland сохранили архитектуру субтрактивного синтеза. Полифония составляла 24 голоса на тон или 6 голосов для патчей, использующих одновременно 4 тона. Звуковой патч в терминологии JD назывался Palette. Мультитембральность составляла пять партий плюс специальная партия ударных. Благодаря высокому качеству ЦАП 44,1 кГц (известный JV‑1080, имел только 32 кГц) все звуки JD-800 обладали плотность, насыщенностью и яркостью. В основе синтезатора находился банк звуков, содержащий 108 предустановленных сэмплов и волн, разделенных на десять категорий:
- 13 x аналоговые волны
- 22 x цифровые волны
- 10 x сэмплы
- 16 x перкуссионные звуки
- 9 x улучшенные обертоны
- 4 x фортепиано
- 17 x атаки
- 6 x духовые
- 9 x шумы
- 2 x эффекты
На каждый из четырех тонов можно назначить любой из 108 звуков. Набор звуков может быть расширен при помощи дополнительной карты серии SO-JD80.
Также внутренняя память содержала 64 предустановленных патча, которые могли быть увеличены за счет подключаемой карты PN-JD80.
Каждый тон имел один резонансный многорежимный фильтр TVF (НЧ, ВЧ или полосовой), три огибающие: Pitch ENV, TVF ENV, TVA ENV (для генератора, фильтра и усилителя), два LFO (с пятью формами волн: треугольная, пилообразная, квадратная, S/H и случайная) и один усилитель с широкими возможностями модуляции для выразительного исполнения.
В JD-800 использовались не традиционные огибающие ADSR, а четырехступенчатые с настройкой времени и уровня для каждого этапа. После прохождения всей этой цепочки звук поступал на трехполосный эквалайзер и в секцию цифровых эффектов. Эффекты состояли из двух групп A (Distortion, Phaser, Spectrum, Enhancer) и B (Chorus, Delay, Reverb).
Маленький дисплей всего с двумя строками символов был разделен на две части: в правом окне отображалась информация о тоне и выбранном параметре синтеза, а в левом — информация о режиме игры, пресете и канале MIDI. Для управления параметрами при помощи дисплея справа и слева располагались треугольные кнопки и фейдер.
Клавиатура объединяла 61 полноразмерную клавишу, чувствительную к скорости нажатия и послекасанию. Слева от клавиатуры располагался двухфункциональный рычаг Roland для изменения высоты тона и модуляции, фейдер громкости, кнопки транспонирования тональности, соло и портаменто.
Отдельные микропроцессоры
Еще одной важной и уникальной особенностью JD-800 было наличие нескольких микропроцессоров. Дело в том, что все операции и обработка звука в цифровых системах происходит при помощи микропроцессоров, через которые проходит большой массив вычислительной информации. Это вызывает микрозадержки при игре. В аналоговых системах таких проблем не существует и работа с ними происходит более естественно.
В большинстве цифровых синтезаторов до JD-800, впрочем как и после, использовались однопроцессорные микросхемы. Однако инженеры Roland учли момент задержки и использовали сразу несколько процессоров для различных задач:
- для звукового движка
- для клавиатуры
- для фильтров
- для эффектов
Наследие
Несмотря на высокий интерес со стороны музыкантов с самого начала продаж, JD-800 не смог превзойти по популярности своего предшественника D-50. Возможно этому способствовала относительно высокая цена или отсутствие звуков акустических инструментов. Тем не менее синтезатор привлек внимание передовых артистов, которые были готовы экспериментировать, а также тех кого интересовала возможность тонкой настройки и редактирования звука, подобно аналоговым синтезаторам.
JD-800 активно использовался во многих студиях по всему миру, некоторые артисты использовали его для написания целых альбомов. Наряду с техно-, хаус- и транс-продюсерами, JD-800 использовался в творчестве таких культовых поп-артистов как Prince, Depeche Mode, Jean Michel Jarre, Vangelis, Prodigy и другие.
Sasha – Magnetic North. Sasha использовал JD-800 практически во всех треках при написании альбома Airdrawndagger.
Air Liquide – Liquid Men with Liquid Hearts. Пэды и космические текстуры созданы на JD-800.
JD-800 занял почетное место среди винтажных синтов Roland, наряду с такой классикой как TR-808, TB-303, TR-909, SH-101, Juno-60, и В-50. Его по праву можно считать ярким символом звука 90-х. При этом его звучание и характер остаются актуальными и сегодня. Многие современные артисты используют оригинальный JD-800 в своем творчестве, а компания Roland выпустила ряд программных продуктов, основанных на наследии цифровой классики.
Рекомендуемые аналоги
- Roland JD-08. Копия JD-800 от Roland в компактной версии Boutique.
- Roland Jupiter Xm. Благодаря движку ZEN-Core позволяет добавить JD-800 Model Expansion и установить его на свою клавиатуру.
- Roland JD-XA
Альтернативы: