Классика: Oberheim OB1
Oberheim OB-1 — один из самых необычных аналоговых синтезаторов.
Выпущенный в один год с такими известными моделями как ARP Odyssey 3, Electronic Dream Plant Wasp, Korg MS-10, Korg MS-20, Roland SH-1, Roland SH-2, Sequential Circuits Prophet 5, Yamaha CS-5, он стал первым аналоговым программируемым синтезатором с восемью ячейками памяти и положил начало целой серии: OBX, OBXa и OB8.
Компания Oberheim представила модель в 1978 году по достаточно высокой на то время цене 1895 долларов – на сегодняшние деньги OB-1 бы стоил 669 364 рубля. Это была вторая и последняя модель (не считая более поздних модификаций SEM) монофонического аналогового синтезатора компании.
В основе OB-1 — архитектура первого синтезаторного модуля SEM. Помимо того, что OB-1 был полноценным устройством с клавиатурой, он также отличался от SEM переключаемым 12 или 24 дБ/окт фильтром НЧ с самоосцилляцией, огибающей ADSR (против ADS у SEM) и установленным генератором шума.
OB-1 — мощный монофонический инструмент с эффективными огибающими и характерным фильтром, который позволял получить классические жирные басы и лиды, ставшие визитной карточкой Oberheim.
История создания
OB-1 стал первым и единственным полноценным монофоническим аналоговым синтезатором компании. Модель обладала значительным преимуществом перед конкурентами — у нее была встроенная память на восемь ячеек. В 1979 году стал доступен специальный кассетный интерфейс, позволяющий хранить до 16 пресетов.
Однако продажи синтезатора были довольно скромным, так как с одной стороны необходимо было конкурировать с гигантами Minimoog и Odyssey, а с другой — на рынок активно входили японские производители, которые могли предложить менее дорогие инструменты. Сегодня OB-1 — достаточно редкий инструмент, который можно встретить на рынке подержанного оборудования, а его стоимость колеблется от 5 000 до 10000 долларов.
Архитектура
Синтезатор обладал двумя осцилляторами с возможностью плавного изменения формы волны от пилообразной до синусоидальной, или от узкой ширины импульса до широкой.
Уникальной особенностью осцилляторов была возможность добавлять субоктавы, что значительно уплотняло звук, особенно в басовых партиях. Модуляция формы волны на генераторах (подобие широтно-импульсной модуляции) отличалась тем, что позволяла менять треугольную волну на пилообразную.
К недостаткам конструкции можно отнести то, что осцилляторы и шум имели только три настройки уровня On / Half Power (-3 дБ) / Off. Такая система не давала возможности тонкой подстройки уровня и делала микширование источников звука крайне неудобным.
Резонансный фильтр нижних частот обладал переключателем 12 и 24 дБ/окт. В отличие от SEM, фильтр OB-1 имел возможность автоколебания и звучал более агрессивно. А еще фильтр первой версии OB-1 имел регулятор точной настройки частоты, как у осцилляторов.
Две огибающие отличались стабильностью и скоростью срабатывания, имели четрырехступенчатую конструкцию ADSR. Один LFO позволял переключаться между синусоидой, импульсной волной и S/H. Им можно было модулировать частоту первого или второго генератора (или ширину волны) и фильтр.
Мифы
Одна из растиражированных историй об Oberheim OB-1— о том, что звукорежиссёр Бен Бертт использовал его для создания голоса R2-D2, а персонажа Оби-Ван Кеноби вовсе назвали в честь синтезатора.
Единственное сходство между этой информацией и реальностью заканчивается на том, что для создания голоса R2-D2 был использован синтезатор (на самом деле это был ARP 2600), а имя Оби Вана действительно звучит схоже с названием модели OB-1. Но первый фильм саги «Звездные войны» вышел за год до продаж инструмента, и то, что Джордж Лукас был фанатом инструментов Oberheim, тоже вызывает сомнения.
Современные аналоги
Помимо того, что Oberheim OB-1 редко встречается на рынке подержанного оборудования, среди современных аналогов также сложно найти что-то близкое по звучанию. Но учитывая его классическую архитектуру субтрактивного синтеза, можно подобрать модели со схожей конструкцией: двумя осцилляторами, фильтром низких частот (12 и/или 24 дБ/окт), двумя огибающими ADSR и LFO, направленным на VCF и VCA. К близким по конструкции моделям можно отнести:
Процесс синтеза за счет архитектуры будет похож на OB-1. Но нужно понимать, что близкого сходства с оригиналом по звуку добиться все же не получится.
VST-плагины
В мире виртуальных инструментов ситуация обстоит несколько лучше. Во-первых, есть программные версии синтезатора SEM, на основе которого был создан OB-1:
Ну а во-вторых, существуют программные реплики самого Oberheim OB-1:
Пока Behringer не догадались сделать клон OB-1, эти программные синты — единственный способ прикоснуться к настоящему звуку инструмента и не потратить состояние.