Классика: Fairlight CMI
Сегодня мы воспринимаем сэмплеры как естественную часть музыкального сетапа.
Каждый музыкант имеет в своем арсенале если не «железный» аппарат, то плагин в составе DAW. Но в 70-х годах прошлого века все выглядело абсолютно иначе: не было ни цифровой записи, ни компьютеров со звуковыми программами, ни как такового понятия «сэмплирование». Но один инструмент, созданный двумя энтузиастами из Австралии, кардинально изменил музыкальную индустрию и внес значительный вклад в формирование саунда 80-х годов.
Представленный в 1979 году Fairlight CMI заложил основу для современных цифровых музыкальных инструментов и произвел революцию, обозначив переход от аналоговой звукозаписи к цифровой. Он стал первым коммерчески доступным цифровым инструментом с функцией семплирования, способный воспроизводить звуки акустических инструментов. Интерфейс инструмента состоял из компьютерного блока, музыкальной клавиатуры, обычной QWERTY-клавиатуры и монитора со световым пером, с помощью которого можно было рисовать собственные волновые формы.
За недолгий период производства Fairlight CMI оказал глубокое влияние на электронную поп-музыку, заложил вектор развития технологии сэмплирования, а также стал первым прототипом DAW с графическим интерфейсом.
История
Компания Fairlight была основана двумя школьными друзьями Питером Фогелем и Кимом Райри. В начале 70-х Райри занимался выпуском журнала Electronics Today International в котором публиковался проект для самостоятельной сборки синтезатора ETI 4600.
Однако существующие аналоговые синтезаторы того времени казались ему очень ограниченными и у него возникла идея создания собственного аналогового инструмента с цифровым управлением. Ким Райри пришел с этой идеей к своему другу, электронному инженеру Питеру Фогелю, и так в 1975 году появилась компания Fairlight.
Новый виток развития компания получила, когда Ким и Питер встретились с Тони Фурсом, консультантом Motorola, который уже работал на созданием цифрового синтезатора. Фурс к этому моменту уже успел разработать два гибридных аналого-цифровых синтезатора Quasar I и Quasar II.
А в 1975 году он создал QASAR M8 — большой и громоздкий, этот инструмент обладал стерильным цифровым звуком с отсутствием обертонов. В последующий несколько лет, лицензировав технологию Фурса, Фогель и Райри работали над новым устройством, взяв за основу QASAR M8 с процессорами Motorola 6800, фортепианной клавиатурой, световым пером и уникальной системой генерации звука. Инструмент получил название QASAR M8 CMI и стал переходной версией между QASAR M8 Фурса и Fairlight CMI.
После долгих лет разработки и исследований, в 1979 году компания Fairlight выпустила первую серию Fairlight CMI. Синтезатор состоял из основного блока с процессорами от Motorola, оборудования для сэмплирования, АЦ/ЦА преобразователей, 8" гибких дисков, графического дисплея со световым пером, QWERTY-клавиатуры и клавиатуры фортепианного типа на 73 клавиши.
Ситезатор позволял сэмплировать звуки реальных инструментов через микрофон или линейный вход и воспроизводить их при помощи клавиатуры. Графический дисплей обеспечивал возможность редактирования звука, в том числе рисовать волны и огибающие при помощи светового пера. Fairlight CMI имел 8-голосную полифонию, а каждая из карт внутри основного модуля могла содержать до 22 сэмплов. Конечно по современным меркам записанные и проигрываемые звуки были далеки от оригиналов, но тем не менее они были более похожи на звуки реальных инструментов, чем любые тембры аналоговых синтезаторов. Интерес к новому инструменту появился сразу же после выпуска, и к середине 80-х Fairlight CMI успел появиться на записях многих популярных артистов.
Первым, кто обратил внимание на Fairlight CMI и осознал его потенциал, стал Питер Гэбриэл. Фогель, который занимался продвижением инструмента по миру, даже какое-то время жил у артиста, пока искал потенциальных покупателей в Великобритании.
Сегодня Питера Гэбриэла назвали бы инфлюенсером и верным последователем компании Fairlight. Благодаря его активности и связям, первыми пользователями инструмента стали: Джон Пол Джонс из Led Zeppelin, Кейт Буш, Алан Парсонс, Херби Хэнкок, Ник Роудс из Duran Duran, Роланд Орзабал из Tears For Fears, Стиви Уандер, Тревор Хорн, Ян Хаммер, Жан Мишель Жарр, Стюарт Коупленд, Томас Долби и многие другие. Однако инструмент не стал массовым из-за своей высокой рыночной стоимости — его могли себе позволить только состоявшиеся музыканты или большие студии.
В 1982 году вышла новая версия Fairlight CMI Series II. Основные обновления заключались в увеличении частоты дискретизации до 32 кГц и добавлении новой страницы Page R в интерфейсе программного обеспечения. Страница представляла собой графический интерфейс секвенсора — фактически, это был прообраз современных программных секвенсоров.
Простота использования данного секвенсора демократизировало создание музыки. Практически каждый, кто имел представление о нотах, мог с ним работать.
Развитие цифровых технологий непосредственно повлияло на дальнейшее улучшение Fairlight CMI. Так, уже в 1983 году вышла новая версия Series IIx, в которой процессор Motorola 6800 был заменен на новую версию 6809, что положительно повлияло на точность сэмплирования. Также были добавлены модули для работы с протоколом MIDI/SMPTE. А в 1985 году была анонсирована новая модель Series III, которая работала с 16-битным разрешением и частотой дискретизации 44,1 кГц. Полифония была увеличена с 8 голосов до 16, память увеличилась с 16 КБ на канал до 14 МБ, а объем жесткого диска расширили до 200 МБ.
В 1987 году, после «Черного понедельника» (краха фондового рынка) и уходом инвесторов, положение компании Fairlight значительно ухудшилось. Несмотря на хорошие продажи, финансов хватало на оплату производственных расходов и закупку компонентов, однако на развитие ничего не оставалось. В это же время появились конкуренты Akai, Ensoniq, а также персональные компьютеры Atari. Японские и американские производители сэмплеров предлагали более компактные и удобные решения за малую часть стоимости Fairlight. Все это привело к закрытию компании.
В 1989 году Ким Райри возобновил деятельность под названием Fairlight ESP, сосредоточившись на оборудовании для постпроизводства видео.
В 2016 году компанию купили Blackmagic Design. Последний раз к инструменту обратились в честь 30-летия со дня выпуска — Фогель выпустил юбилейную лимитированную версию модели Fairlight CMI-30A, которая повторяла внешний вид и философию культового сэмплера, но обладала особенностями и возможностями, отвечающими современным трендам.
Помимо этого, Фогель создал мобильное приложение для iOS под названием Peter Vogel CMI.
Всего было создано около 300 Fairlight CMI (включая все версии), стоимость каждого варьировалась от 25 000 до 75 000 долларов на момент их производства и продажи.
Fairlight CMI как прародитель современных DAW
Fairlight CMI не был похож ни на один синтезатор своего времени, а скорее напоминал нынешние цифровые решения на базе компьютеров, программ и мидиклавиатур.
Основной блок фактически представлял собой системный блок компьютера с дисководом, блоком питания, а также платами, отвечающими за обработку аудио и MIDI/SMPTE-сигналов. Если система загружалась с диском QDOS, то фактически представляла собой обычный компьютер. Отличительной особенностью пользовательского интерфейса Fairlight CMI был монохромный черно-зеленый монитор со световым пером. Перо позволяло управлять параметрами и даже рисовать волноформы — и все задолго до появления компьютерной мыши. В правой части клавиатуры располагались кнопки с цифрами, который позволяли вызывать ранее запрограммированные пресеты. Такая система позволяла не брать с собой на выступления монитор и быстро получать доступ к необходимым звукам.
Программный интерфейс состоял из 18 страниц (в зависимости от версии), где каждая страница отвечала за определенный набор параметров.
Page 1. INDEX — отображает список всех страниц.
Page 2. DISK CONTROL — обеспечивает просмотр, сохранение и загрузку файлов.
Page 3. KEYBOARD CONTROL — раздел управления клавиатурой, разделение голосов, настройка и тд.
Page 4. HARMONIC ENVELOPES — раздел для создания новых звуков, позволяющий рисовать огибающие при помощи звукового пера и управлять волновыми сегментами (нечто похожее на волновые таблицы PPG Wave).
Page 5. WAVEFORM GENERATION — раздел для манипулирования волновых сегментов.
Page 6. WAVEFORM DRAWING — раздел, позволяющий рисовать собственные волноформы.
Page 7. CONTROL PARAMETERS — в этом разделе расположены параметры управления атакой, затуханием, портаменто, глиссандо, а также назначение элементов управления в реальном времени.
Page 8. SOUND SAMPLING — раздел, предназначенный для настройки параметров сэмплирования.
Page 9. KEYBOARD SEQUENCER — секвенсор в реальном времени с минимальным возможностями редактирования.
Page A. ANALOG INTERFACE — раздел для настройки и управления дополнительного интерфейса аналогового контроллера, который позволяет назначить до 16 аналоговых входов.
Page C. MCL COMPOSER: Music Composition Language — раздел с MCL, интерфейсом программирования музыкальной композиции.
Page D. WAVEFORM DISPLAY — раздел, отображающий форму волны.
Page F. USER DEFINED FUNCTIONS — раздел, позволяющий определять такие параметры, как профили скорости.
Page I. SMPTE CONFIGURATION — раздел для настройки интерфейса синхронизации SMPTE.
Page L. DISK LIBRARY — раздел для сортировки и упорядочения звуковых дисков.
Page M. MIDI CONFIGURATION — раздел для настройки MIDI интерфейса.
Page R. REAL TIME COMPOSER — раздел графического секвенсора на основе паттернов. Именно этот раздел стал прародителем графических программных секвенсоров в современных DAW.
Page S. SCREEN PRINT — отправка на печать выбранного изображения экрана.
Page G — скрытый раздел, который позволяет просматривать значения выбранного звука в виде таблицы. Вероятно предназначался для устранения неполадок или редактирования звука без светового пера.
Page T. TEST — раздел предназначенный для тестирования работы системы и сервисных работ.
Внутри основного блока
В основном блоке располагалось 20 слотов для различных плат (пять слотов свободны по умолчанию).
В слоте 1 была расположена мастер-плата, которая отвечала за системные таймеры для секвенсоров, аналого-цифровой преобразователь для сэмплирования и управляющую логику для восьми звуковых карт. Слот 2 в стандартной комплектации был пуст, но позже туда можно было добавить плату SMPTE/MIDI-интерфейса. Слоты с 3-го до 10-ый были предназначены для звуковых карт. В слот 11 могла быть установлена дополнительная плата аналогового управления, в которой располагалось до 16 входов и выходов с конфигурацией восемь CV и восемь гейтов. 12, 13, 15 и 18 слоты обычно были пусты. 14 слот был предназначен для платы оперативной памяти (Series I 16 кб, Series II 64 КБ, Series IIx 64 256 кб).
В слоте 16 располагалась периферийная плата, которая отвечала за ввод и вывод данных на клавиатуры и переключатели на передней панели, а также логику запуска при включении. Слот 17 содержал плату с двумя процессорами, а слот 19 — видеокарту, которая отвечала за графический интерфейс. В последнем слоте располагалась плата управления дисководами. Все слоты и платы имели одинаковые соединительные контакты, поэтому их очередность расположения была строго фиксированной.
Наследие
Fairlight CMI оказал огромное влияние на музыку 80-х. Учитывая то, что инструмент работал на основе семплов, тяжело определить на слух где именно он был использован. Тем не менее, мы знаем множество примеров его использования в поп-музыке. Питер Гэбриел (Peter Gabriel – San Jacinto, 1982) стал одним из первых музыкантов, кто использовал Fairlight CMI в своем творчестве.
Fairlight CMI стал важной частью творчества Кейт Буш в начале 80-х. Альбом Never For Ever 1980 года можно считать первой большой записью, где инструмент использовался при записи всего альбома. При этом его использование выходило за рамки сэмплирования и имитирования акустических инструментов, записывались и проигрывались звуки шагов по лестнице, жужжание насекомых, взвод винтовки и даже бьющееся стекло.
Как на передовой и инновационный инструмент на Fairlight CMI обратили внимание не только известные артисты, но и экспериментальные студии звукозаписи, такие как BBC Radiophonic Workshop. Студия занималась созданием звуковых эффектов и электронных саундтреков для BBC.
Одним из самых известных и используемых звуков из библиотеки Fairlight CMI стал ORCH2. Сэмпл взяли с пластинки с сюитой из балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Звук был записан в гостиной Фогеля для проверки системы записи звука, но в итоге вошел с стоковую коллекцию звуков сэмплера. А свою популярность он получил благодаря треку Afrika Bambaataa – Planet Rock.
Еще несколько примеров треков с использованием Fairlight CMI:
- Robin Scott – Eureka (1982)
- Frankie Goes to Hollywood – Relax (1983)
- Art of Noise – Moments in Love (1985)
- Def Leppard – Hysteria (1987)
- Liza Minnelli – Results (1989)
Интерес к винтажному и крайне редкому инструменту в наши дни привел Питера Фогеля к идее о современном редизайне сэмплера. И к 30-летней годовщине Fairlight CMI он разработал лимитированную версию CMI-30A, основанную на классической модели, но с более мощным процессором и расширенной памятью. К сожалению, из-за судебных разбирательств, связанных с торговой маркой Fairlight, Фогелю пришлось отказаться от названия Fairlight и полностью остановить производство. С момента анонсирования нового инструмента до остановки производства было продано всего 14 экземпляров из запланированных 100.
Рекомендуемый аппарат
Компоновка Fairlight нашла отражение в современных DAW, поэтому прямых аналогов у инструмента больше нет. Но, поскольку в основе модели лежат принцип семплирования, мы можем порекомендовать несколько вариантов, в которых он реализован удобно и функционально.
- Korg Volca Sample 2
- Teenage Engineering PO-33 K.O.!
- Teenage Engineering EP-1320
- Polyend Tracker
- Polyend Play+
- Native Instruments Maschine +
- AKAI MPC Live II
Виртуальные аналоги
Культовый инструмент не могли обойти и в программном сообществе. Компания Arturia выпустила свою версию виртуального инструмента Fairlight CMI, которая точно повторяет все нюансы интерфейса и звучания сэмплера.
Питер Фогель тоже не упустил такую возможность и создал карманную копию в виде приложения для iOS.