Классика: Electronic Dream Plant Wasp
Содержание:
- Звуковая архитектура
- Другие продукты семейства WASP
- Наследие
- Рекомендуемые аналоги
- Виртуальный аналог
За время существования синтезаторов попытки сделать портативный и недорогой инструмент предпринимались не раз.
Но к классике причислить можно только очень немногие решения. Одно из них — Wasp от компании EDP, синтезатор, который запомнился одновременно характерным дизайном и оригинальным звуком.
Electronic Dream Plant (EDP) основали в Оксфорде в 1977 году музыкальный энтузиаст Адриан Вагнер (Adrian Wagner), к которому вскоре присоединился инженер Крис Хаггетт (Chris Huggett). Основной идеей команды было создание недорогого и доступного музыкального синтезатора, но в тоже время достаточно функционального для использования в профессиональных целях. В конце 70-х синты все еще стоили больших денег, что оставалось проблемой для многих музыкантов.
Прототип разработали очень быстро — он представлял собой компактный аналоговый синтезатор с цифровым VCO и питанием от батареек. Особенностью конструкции была емкостная клавиатура в духе EMS Synthi A, которая позволяла играть в любой части контура ноты. Такая конструкция не всегда удобна для профессиональных музыкантов, но позволяет легко играть мелодии.
В 1978 году был представлен первый синтезатор компании EDP под названием Wasp (англ. «Оса»), его черно-желтая цветовая схема полностью отвечала названию инструмента. Цена модели составляла 199 фунтов стерлингов — довольно недорого для синтезаторов того времени. Wasp стал самым популярным инструментом компании. По словам Адриана Вагнера, первые 100 единиц были проданы в одном из магазинов Англии за 3 часа, что стало полной неожиданностью.
Wasp — один из первых полностью портативных синтезаторов. Низкая стоимость инструмента стала доступна благодаря ряду компромиссов при проектировании, включая пластиковый корпус и сенсорную клавиатуру, но его функциональные возможности позволяли уверенно конкурировать с более дорогими инструментами от известных производителей. В то время как некоторые профессиональные музыканты видели в нем игрушку, другие же использовали его как настоящий инструмент.
Звуковая архитектура
Несмотря на то, что Wasp проектировался, как доступный и недорогой синтезатор, Адриан и Крис очень внимательно подошли к созданию звуковой архитектуры и наполнили его всеми необходимыми функциями для синтеза звука.
У Wasp — классическая субтрактивная архитектура. Звуковой тракт начинался с двух цифровых осцилляторов, управляемых напряжением. Оба осциллятора имели квадратные и пилообразные волны, переключатели диапазона тона FT с шагами 32, 16, 8, 4 и 2. VCO 1 оснащен регулятором ширины импульса, а VCO 2 – регулятором высоты тона, который позволял расстраивать его относительно VCO 1 и создавать интервалы. В дополнение к двум осцилляторам можно добавить источник шума.
Одна из самых интересных частей Wasp — это его аналоговый CMOS фильтр. Даже сегодня многие производители модульных синтезаторов создают клоны этого необычного двухполюсного (12 дБ/окт) многорежимного фильтра. Его музыкальный и очень необычный тембральный характер обусловлен его намеренно «неправильно» спроектированной Крисом Хаггеттом конструкцией. Фильтр имеет ручку переключения режимов НЧ, ВЧ и полосового, управление частотой среза и резонанса. Однако встроенный лимитер не позволяет ему входить в режим самоосцилляции.
LFO, называемый в Wasp "Control oscillator", оснащен шестью формами волн (включая шум и S&H) и имеет частотный диапазон прим. от 1 до 100 Гц. Низкочастотный генератор способен модулировать высоту тона осцилляторов и частоту среза фильтра, при этом модуляция фильтра может быть как положительная, так и отрицательная.
Два генератора огибающей AD предназначены для управления VCA и VCF. Генератор огибающей VCA имеет возможность управления уровнем сустейна, а в режиме Repeat активируется функция повтора огибающей, что превращает его во второй LFO. Огибающая VCF также имеет возможность переключения в режим Repeat и переключаемый регулятор уровня задержки с максимальным временем 1,5 с. Огибающая фильтра, как и его LFO, может принимать положительные или отрицательные значения.
На самом верху передней панели расположены маленький динамик, линейный выход, выход для наушников и два 7-контактных разъема DIN, которые можно перепутать с разъемами MIDI. Но в 1978 году MIDI еще не был изобретен, а разъемы имели название Link и предназначались для соединения нескольких Wasp или с другим оборудованием EDP. Для экономии размера и стоимости синтезатор не имел колес модуляции и высоты тона, но был оснащен ручками Bend и Glide, не самое удобное решение, но это работало.
Самым слабым местом Wasp были его двухоктавная емкостная клавиатура и формованный корпус из АБС-пластика. Проблема клавиатуры заключалась в том, что она очень быстро выходила из строя при интенсивном использовании, а при попадании на нее влаги, просто начинала срабатывать и издавать звуки самостоятельно. Корпус был очень хрупким и легким, даже одно падение могло привести к фатальным последствиям.
Другие продукты семейства WASP
Wasp стал первым и самым успешным продуктом компании Electronic Dream Plant, но компания на этом не остановилась. За следующие несколько лет линейку синтов была значительно расширили.
Через год после выхода Wasp компания выпустила версию Wasp Deluxe. Несмотря на знакомую желто-черную цветовую схему, модель внешне напоминала классический синтезатор, такой как Minimoog. Деревянный корпус, механическую клавиатура на три октавы придавали инструменту солидный внешний вид. Wasp Deluxe имел все функции оригинала плюс микшер для управления уровнем осцилляторов, внешний аудиовход для обработки сигналов и улучшенный, более крупный динамик.
В противовес более дорогой версии компания разработала и бюджетный вариант под названием Gnat. Синтезатор был упрощенной версией Wasp, имел только один осциллятор и фильтр нижних частот. Стартовая цена за эту модель составляла всего 99 фунтов.
В начале 80-х модельный ряд дополнили еще двумя инструментами Wasp Special и Gnat Special, которые технически представляли собой копии оригинальных моделей, помещенные в деревянный корпус с черно-золотой цветовой схемой.
В дополнение к синтезаторам EDP выпустили цифровой программируемый секвенсор Spider с емкостью 252 ноты и выходами CV/gate, трехоктавную полифоническую клавиатуру Caterpillar с возможностью игры на четырех Wasp одновременно.
Все оборудование EDP можно было подключать и синхронизировать при помощи собственного интерфейса с 7-контактными разъемами DIN.
Наследие
В 1982 году компания, производившая инструменты Wasp, была вынуждена закрыться из-за финансовых проблем. Но это не помешало синтезатору стать важной частью музыкальной синтезаторной культуры не только в Великобритании, но и по всему миру. Легкий и компактный, похожий на игрушечный инструмент, но с серьезным и оригинальным звучанием, Wasp можно было встретить и на улицах Лондона в руках музыкантов-любителей, и в студиях известных артистов, например, Duran Duran или Devo.
Крис Хаггетт, который занимался технической стороной Wasp, покинул компанию еще до ее закрытия. В начале он 80-х основал собственную компанию Oxford Synthesizer, выпустившую синтезатор OSCar. После ее закрытия Харгетт работал в Akai, где создавал операционную систему для культового сэмплера S1000, а затем, в 1992 году перешел в Novation, где разрабатывал синтезатор Bass Station. Сегодня Wasp имеет культовый статус и остается востребованным среди музыкантов.
Помимо винтажных и очень редких инструментов, можно встретить копии современных производителей.
Первым клоном Wasp стал DIY-проект Jasper, запущенный в 2017.
В 2019 году компания Behringer выпустила точную копию WASP Deluxe в форме модуля без клавиатуры.
Не остались без внимания и модульные системы — клоны секции фильтра Wasp можно найти среди таких известных производителей как Doepfer и Behringer.