Как создать запоминающийся лид
Лид-партия — как правило, запоминающаяся, броская и узнаваемая мелодия и несущий элемент трека. Лиды играют решающую роль в определении характера и идентичности песни.
Лид исполняют при помощи вокала, акустического или электронного инструмента, например гитары, сольного духового инструмента или синтезатора. Инструменты для создания этих партий меняются в зависимости от жанра и саунда, который нужен артисту для своего творческого замысла. За счет гибкости и разнообразия тембров самым популярным инструментом для лидов стали синтезаторы.
Для создания запоминающихся и выделяющихся лидов, используют все доступные функциональные возможности синтезаторов, от настройки осцилляторов и управления характером звука огибающими, до изменения тембра фильтрами и «оживления» партии ритмическими биениями с помощью LFO. Совокупность настроек, которые дают основу для требуемого звука, называют патчем.
Нередко для создания цепляющего лида достаточно и минимального набора инструментов и хорошей идеи. Например, вполне убедительную мелодическую партию можно сделать обычным компактным инструментом Stylophone.
А своего окончательного вида в композиции патч приобретает, когда настроенный звук обрабатывают различными эффектами. Послушаем несколько знаковых лидов из треков разных лет.
Примеры лидов
Harold Faltermeyer - Axel F
Основная мелодия сыграна на известном классическом синтезаторе Roland Jupiter-8 и стала одной из самых узнаваемых мелодий 80-х.
Herbie Hancock - Rockit
Основную мелодию Херби Хэнкок исполнил на Rhodes Chroma. Сочетание потрясающей игры Herbie Hancock, перкуссионных ритмов и скретчей создают особенный грув.
Soft Cell - Tainted Love
Основной лид в песне исполнен на Synclavier. Совместно с бас-партией они создают основной ритм композиции.
The Prodigy - Voodoo People
Агрессивная лид-партия в стиле TB-303, которая полностью раскрывается только в проигрыше во второй половине трека, отсылая к рейв-культуре 90-х. Сам лид, несмотря на явное сходство с классическим TB-303, был создан Лиамом Хоулеттом при помощи цифрового синтезатора Roland JD-800.
The Weeknd - Blinding Lights
Яркая мелодия в самом начале трека имеет характерный винтажный оттенок с отсылкой к 80-м и аккуратно уложена в аранжировку а-ля Take on me группы A-Ha. Мелодию исполнили на Roland Juno-60 и украсили богатой реверберацией.
Мы постараемся показать, как можно сделать звук для мелодической партии. Естественно, в одной заметке не получится научить мастерски накручивать любые лиды в самых разных жанрах — если бы все было так легко, не было бы профессии саунд-дизайнера. Но можно начать с малого и попробовать сделать пару-тройку набросков прямо в штатных инструментах вашей DAW. С первыми патчами придет и базовое понимание, для чего нужны все эти ручки, и что с ними делать.
Пример 1. Винтажный лид
Для создания лида в винтажном стиле отлично подойдет синтезатор Analog из набора программных инструментов Ableton Live 11 Suite, который позволяет эмулировать звучание классических аналоговых синтезаторов. Если пользуетесь FL Studio, подобный патч можно сделать в синтезаторе 3x osc, в комплекте с Reason идет Subtractor. А если предпочитаете внешние VST-инструменты, подойдет отличный бесплатный HELM.
Для начала создаем новую дорожку с инструментом Analog. В разделе настройки клавиатуры выбираем режим Mono. В первую очередь настраиваем осцилляторы. Для большей насыщенности и динамики расстраиваем второй осциллятор при помощи параметра Detune, около 0,15 будет достаточно.
Уровень второго осциллятора можно немного прибрать, чтобы сделать эффект расстройки более мягким.
Далее переходим к формированию формы звукового сигнала. В разделе Amp1 настраиваем огибающие. Attack и Decay оставляем по умолчанию, 5 мс и 626 мс соответственно. Sustain устанавливаем на максимальный уровень - 1, а Release уменьшаем до 100-130 мс, делая звучание нот более коротким и отрывистым. Хвосты нот будут сформированы пространственными эффектами, но об этом немного позже.
Следующий этап позволит придать осцилляторам немного нестабильности, что характерно для винтажных аналоговых устройств. Для этого переходим в раздел LFO, активируем LFO1 и LFO2, устанавливаем для обоих форму волны Sine и значение Rate на 8.0 kHz. Затем переходим к каждому осциллятору и устанавливаем LFO для Pitch Mod в значении 0.03. Если значение модуляции будет слишком большим, то модуляция частоты тона станет слишком заметной, а на данном этапе необходима очень легкая модуляция, которая будет эмулировать нестабильность осцилляторов в аналоговых схемах. А для большей динамики звучания можно активировать функцию Vibrato с настройками Rate около 5 kHz и воздействием примерно 50%.
Окончательный характер звука формируется при помощи фильтра. Активируем первый фильтр Fil1, выбираем тип LP24 (то есть, фильтр НЧ с крутизной 24 дБ/окт). Параметр Drive устанавливаем на Sym2, при этом понижаем уровень громкости в разделе Amp1 до -21 дБ, это необходимо, для того чтобы выровнять уровень до первоначального значения. Переключаем огибающую в линейный режим, выбираем Lin для параметра Slope. Настраиваем огибающую следующим образом: Attack 5 мс, Decay 3.38 мс, Sustain 0,53, Release 250 мс. Частоту среза фильтра устанавливаем 1.1 kHz, а Resonance 33%. Можно заметить. что звук стал более интересным и получил дополнительное движение за счет работы огибающей с фильтром.
В конце можно добавить пару эффектов, например, сатурацию для придания большей насыщенности, а также хорус и немного реверберации для большей атмосферы.
Пример 2. FM-лид
Напомним, FM-синтез — это когда форму простой звуковой волны (например синусоидальной) усложняют с помощью изменения частоты колебаний.
В Ableton Live мы пользуемся Operator; для FL, Reason и Cubase есть Sytrus, Algoritm и FM Lab, соответственно. Порекомендуем и бесплатный VST для всех — Dexed.
Хотя FM-синтез сложнее, чем классический субтрактивный, но он позволяет создавать более интересные и нетривиальные звуки, в том числе и лид-партии.
Создаем новую дорожку и добавляем на нее инструмент Operator. Активируем раздел где находится управление громкостью и в центральном разделе выбираем схему расположения всех осцилляторов параллельно.
Для осциллятора A выбираем форму волны Saw D. В разделе Envelope устанавливаем Decay 600 мс, Release на 500 мс . В настройках самого осциллятора устанавливаем регулятор Coarse на 2, тем самым поднимая высоту осциллятора на октаву. Громкость осциллятора A максимально, то есть 0 дБ.
Переходим к осциллятору B. Выбираем форму волны Square 64. В разделе Envelope щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем опцию Copy Envelope From Oscillator A.
В настройках осциллятора B устанавливаем Coarse на 8, Fine на 5, а уровень громкости на -15 дБ.
Для следующего осциллятора C выбираем форму волны Saw D, как и для осциллятора A. Настройки огибающей копируем из осциллятора A, затем увеличиваем время атаки (Attack) до 20 мс. В настройках осциллятора C устанавливаем значения Coarse на 4, Fine на 8, а уровень на максимум.
Для последнего осциллятора D выбираем форму волны Saw D, копируем параметры огибающей из осциллятора A, параметр Coarse устанавливаем на 12, Fine на 0, а уровень на -20 дБ.
Чтобы расширить звучание в стереополе, устанавливаем параметр Spread максимально на 100%. Для большей выразительности добавляем компрессор, эффекты хорус и реверберацию.
Пример 3. Техно-лид с пульсацией
Здесь также будем использовать инструмент Analog.
Добавляем синтезатор на новую дорожку. Форма волны обоих осцилляторов остается пилообразная (она стоит по умолчанию). Тип фильтра Fil1 устанавливаем на LP24, параметр частоты среза снижаем примерно до 550, резонанс поднимаем до 15%.
В настройках огибающей фильтра уменьшаем параметр Decay до 225 мс, а Sustain до 0.
Добавляем немного шума, Color до 10.2 kHz, уровень до -17 дБ.
Добавляем совсем немного LFO на фильтр, устанавливая параметры Rate на 9.2 Hz, а частотную модуляцию LFO1 на 0.29.
Добавляем эффект Overdrive с параметром Drive 30% и Dry/Wet около 16%, после эффект Chorus c Dry/Wet не более 30%, чтобы эффект имел легкий оттенок. Для большего пространственного насыщения добавляем задержку и реверберацию.
Настоящие инструменты
Хотя первое время можно ограничиваться и софтом, рано или поздно захочется перейти на физические инструменты. Это вполне понятно — тактильный компонент и поведение настоящего объекта не повторишь ни одним плагином.
От себя рекомендуем следующие инструменты:
- Behringer Neutron
- Moog Mavis
- Behringer Crave
- Arturia MiniBrute 2S Noir
- Arturia MicroFreak
- Modal Cobalt8
- Korg opsix
Естественно, на этих синтезаторах можно делать далеко не только лиды. Овладев мастерством работы с синтами, вы сможете создавать любые партии, от пэдов до барабанов, внутри одного инструмента. Главное — не останавливаться.